Что это такое?
Партизанский маркетинг – это термин, предложенный Джеем Конрадом Левинсоном в одноименной книге.
Можно выделять его как отдельное направление маркетинга, в котором упор делается на высокую эффективность при низких затратах, а можно рассмотреть как некий сборник морально-этических правил для маркетолога, свод законов, на которые стоит опираться в работе. Вот основные из этих принципов:
- Приобретение товара или услуги должно радовать клиента. Не нужно пугать его тревожными последствиями, если он не совершит покупку, нужно показать ему восхитительные перемены, которые произойдут, если он сделает выбор в вашу пользу;
- Одна из основных задач любого «партизана» - построение дружеских, долгосрочных отношений с клиентом;
- Только сочетание множества маркетинговых приемов даст надежный результат. Принцип, знакомый всем инвесторам о диверсификации яиц и подборе корзин, справедлив и в нашей сфере;
- Не бойтесь прибегать к нейромаркетингу, ведь большинство решений человеческий мозг принимает повинуясь своей «бессознательной стороне», работающей на автопилоте. Хотите проверить? Хорошо, давайте в эту минуту, вы, взрослый, сознательный и рациональный человек, не будете думать о розовом слоне, ведь к этому нет никаких предпосылок, кроме двух написанных тут слов;
- Единственный критерий оценки эффективности отдельной рекламной кампании и всей маркетинговой стратегии в целом – прибыль.
Кому и зачем он нужен?
В первую очередь – это инструмент для малого бизнеса:
- для компаний, в которых роль маркетолога выполняет один из штатных сотрудников, совмещающий ее со своими основными обязанностями;
- для бизнеса, который в первую очередь нацелен на получение быстрого результата, но пока не готов выделять на это большие бюджеты.
С появлением интернета и социальных сетей появился новый, современный подход к партизанскому маркетингу, дополнивший его рядом инструментов, о которых мы поговорим ниже.
Идеи для партизанского маркетинга
Подкрепление взаимодействия небольшим приятным бонусом. В книге Д.К. Левинсона в качестве примера партизанского маркетинга приводится ди-джей, который каждому, кто заказал трек, дарил леденец.. Такая мелочь (безусловно, подкрепленная блестящей работой) позволила ему в короткие сроки стать известнейшим ди-джеем Нью-Йорка
Сбор информации о клиентах. Помимо стандартных номеров телефов и адреса электронной почты, в рамках партизанского маркетинга в социальных сетях можно узнать дополнительные сведения о клиенте, которые вы в дальнейшем можете использовать для персонализированных акций. Например, представьте, что при заказе пиццы вам в подарок кладут небольшой пряник с именной подписью для вашего ребенка. Или в ресторане помнят, что вы предпочитаете блюда без лука (в этом случае информацию стоит отметить официанту в карточке клиента при первом заказе).
“Если вы не хотите тратить силы на то, чтобы узнать имя человека, как вы сможете предоставить ему внимательное обслуживание?”
Персонализированные поздравления. На каждый месяц выпадает пара-тройка праздников, с которыми стоит поздравить ваших клиентов. У вас есть несколько вариантов, как подойти к этому вопросу: проигнорировать, написать общее обращение в социальных сетях, выпустить приуроченную к празднику рассылку или обзвонить каждого клиента с искренними поздравлениями и обещанием небольшого бонуса при следующем заказе. Понятно, что последний вариант наиболее эффективный, но что делать тем, у кого клиентов – 1000? Отсортировать их по важности для вашей компании и прозвонить первую десятку или двадцатку.
Партнерство с компаниями, работающими в смежных направлениях. Еще один пример партизанского маркетинга в действии: вы оказываете услуги по ремонту бытовой техники, и ваша цель – оповестить жителей близлежащих домов о вашем существовании. Что вы можете сделать? Распечатать рекламные листовки и разложить их в почтовые ящики. Что вы можете сделать еще? Скооперироваться с местной доставкой пиццы, мастером маникюра и клининг-компанией, совместить бюджеты и нанять дизайнера и копирайтера для создания супер-шикарной листовки 4 в 1! Что вы получите в итоге:
- Лучшее качество при меньших затратах;
- Большую вероятность того, что листовка не отправится сразу же в мусорное ведро, а клиент сохранит ее, потому что потенциально заинтересован в одной из услуг.
Однако все эти способы партизанского маркетинга эффективны для офлайн-продвижения, в то время как большая часть коммуникаций сейчас происходит в виртуальном пространстве.
Виды и примеры партизанского маркетинга в социальных сетях
Ведение групп и аккаунтов. Один из самых простых способов продвижения в интернете – это создание тематической группы или профиля в социальной сети. Раскрываем секрет успеха: предоставляйте пользователям по-настоящему полезную и нужную для них информацию в рамках вашего направления. Все!
Публикации и выступления в роли эксперта. Чтобы о вас узнали, обратитесь к администраторам групп и сообществ близких по тематике и предложите им прекрасный контент в обмен на упоминание вашей странички. Чем круче предлагаемая публикация, тем выше вероятность, что они согласятся сделать это бесплатно.
Вирусный маркетинг. Один из самых эффективных приемов партизанского маркетинга в социальных сетях. Создайте ролик или публикацию, которой захочется поделиться и наблюдайте за тем, как она разлетается по интернету. Наибольшим вирусным потенциалом обладают посты, вызывающие эмоции: смех, грусть, ностальгию или даже обиду.
Эпатажный маркетинг. Ваша задача – организовать акцию или мероприятие, которое привлечет к себе внимание пользователей без вашего участия. Как например, один магазин по продаже шортов разместил оттиск рекламных объявлений на скамейках. Он отпечатывался на коже присевших отдохнуть людей, превращая их в необычные рекламные доски.
Бартер и взаимопиар. Если у вас уже есть своя аудитория, вы можете обратиться к представителям смежных областей с предложением о взаимной рекламе.
Предоставление бесплатной услуги или продукции в обмен на отзыв. Лучший способ понравиться – дать клиенту попробовать вашу продукцию бесплатно. Предложите десерт в обмен на рассказ о вашей кофейне в Инстаграм, отправьте тестовые образцы лидерам мнений в своей сфере или раздайте купоны на бесплатный маникюр самым симпатичным девушкам в спортзале.
«Ручная» рассылка для избранных клиентов. Поступила новая продукция? Подумайте, кому из ваших клиентов она могла бы понравится и обратитесь с личным предложением: «Анна, спасибо, что столько лет пользуетесь услугой нашей автомойки. Вчера к нам поступила партия воска, обработка которым поможет сохранить вашу ласточку чистой еще дольше, не хотите попробовать?»
Автоматическая запись на регулярные услуги. Очень эффективный пример партизанского маркетинга, которым еще мало кто пользуется: «Максим, добрый вечер! Год назад вы заказывали букет цветов на день Рождения Вашей супруги. Оформить доставку и в этом году?», «Вы покупали у нас корм для собак, по нашим расчетам, данного количества вам хватит еще на два-три дня. Когда вам будет удобно, чтобы мы доставили новый мешок?»
Не тратите время на лишнюю активность
Бережете свои финансы
Узнаете, как действуют конкуренты
Получаете комплексный анализ
Получаете пошаговый план действий
Преимущества и недостатки
Преимущества партизанского маркетинга лежат на поверхности. Весь смысл данного направления заключается в том, чтобы быстро, без затрат (или практически без затрат) провести максимально эффективно PR в социальных сетях, в то время как конкуренты соревнуются, вливая все большие бюджеты в стандартные рекламные каналы, например, в рекламу в Яндекс Директ.
Что потребуется настоящему «партизану», чтобы добиться успеха?
Креативность. Когда все решают, как посадить в одну лодку волка, козу и капусту, вы должны представить модель ракеты на экологическом топливе, которая сумеет разом перенести всех троих еще до того, как кто-то откроет рот, чтобы сказать «ме-е-е». И да, на производство ракеты должно уйти не больше 20 рублей.
Опыт и знания. Можно написать один заголовок из трех слов, который обеспечит Open Rate 146%, но до этого у вас уйдут годы на то, чтобы в нужный момент вы знали, что именно эти три слова сработают именно сейчас.
Умение отступить от проверенных путей. Иногда придется попробовать то, что не делал никто до вас, рискнуть, сделать ставку на что-то новое и, проиграв, суметь встать, отряхнуться и попробовать еще раз.
Ведь именно за той тонкой гранью идей, которые еще никто не реализовывал, идей, которые вскоре станут модными тенденциями, идей, которые шокируют своей изящностью и простотой, и лежит искусство маркетинга в самом лучшем его понимании!