Что такое сезонность спроса?

Сезонность спроса – это явление, при котором спрос на определенные товары и услуги изменяется под влиянием внешних факторов. К таким факторам могут относиться: время года, погода, события, периоды бизнес-активности и даже дни недели. Самый простой пример: шампанское и мандарины пользуются повышенным спросом к новогодним праздникам, а свадебные фотографы – летом. Цикл равен одному календарному году и все статистические показатели ведутся в рамках этого периода.

Самая интересная информация распространяется
только через рассылку! Подпишитесь и читайте первыми!


Виды сезонности

Колебания проса на продукцию может сильно влиять на некоторые виды бизнеса, поэтому принято выделять 3 вида в зависимости от степени влияния:

  • жесткую,
  • яркую,
  • умеренную.

Продукты жесткой сезонности пользуются спросом очень короткий отрезок времени. В качестве примера приведем новогоднюю атрибутику – ее покупают только один раз в год. Для яркой - колебания продаж достигают 30-50%, примером служит спортивный уличный инвентарь (лыжи, сноуборды, велосипеды). Для умеренной - колебания в продажах не превышают 10-15%. Такие товары называются всесезонными.

Специфика продвижения в социальных сетях сезонной продукции

Конечно, существует определенная специфика не только продаж, но и продвижения такой продукции в социальных сетях. В первую очередь, нужно определить, в какой период вам нужны дополнительные продажи: в горячий или низкий. Не всегда усиленное продвижение и борьба с конкурентами актуальны именно в период повышенного спроса: иногда найти новых клиентов необходимо именно в период падения продаж.

В основном, в горячий период задача социальных сетей и других каналов продвижения – поддержать и обеспечить как можно большее число продаж. Именно в это время сезонные товары и услуги нуждаются в таких действиях, как:

  • Проведение ударных рекламных кампаний;
  • Привлечение лидеров мнений;
  • Наращивание массы положительных отзывов;
  • Активная работа с негативными откликами практически в режиме онлайн;
  • Быть на связи 24 часа в сутки по всем каналам: мессенджеры, социальные сети, почта, телефон;
  • Активный постинг от одного до нескольких постов в день.

В период падения спроса достаточно проводить поддерживающие мероприятия по приросту потенциальных клиентов и удержанию имеющейся базы:

  • Рекламная кампания в спокойном режиме;
  • Регулярный постинг;
  • Плановая работа над отзывами (если не случится всплеск негатива, конечно);
  • Обдумывание и разработка стратегии к периоду повышения спроса.

Бывает с точностью наоборот, когда сезонная продукция нуждается в новых клиентах в низкий период. В основном, это справедливо для небольших компаний, которые сформировали базу постоянных покупателей и не имеют возможностей расширяться под сезон. Для них оптимальной стратегией будет привлечение новых клиентов или ликвидация остатков в межсезонье.

Если вы не понимаете, какие действия вам нужно совершать в период низкого и высокого спроса, обратитесь к нам. Мы предложим стратегию действий, подходящую именно вашему бизнесу.

В любом случае, нужно учитывать специфику продвижения в социальных сетях и принципы взаимодействия с аудиторией. Все работы, связанные с управлением бизнес-сообществами, комьюинити-менеджментом, отработкой негатива, периодичной рассылкой необходимо проводить круглогодично.

Как узнать сезонность спроса?

Отследить сезонные колебания спроса в сфере услуг и товаров помогают специализированные сервисы. Рассмотрим, как с ними работать и интерпретировать полученные результаты.

Яндекс Вордстат

Переходим по ссылке.

Чтобы получить статистику с учетом нужной гео-позиции, выберите интересующие регионы. Далее нажимайте «Историю запросов» и при необходимости введите капчу. После такой настройки в поисковой строке введите интересующий запрос.


Рассмотрим результаты выдачи на примере запроса «как стать космонавтом». Мы видим планомерное число запросов с резким всплеском в апреле ко Дню Космонавтики. В этом примере играет роль такой фактор сезонности как праздник. Какие еще бывает факторы сезонности, подробно можно прочитать здесь.


Google Planner

Еще один полезный сервис: Google Planner. Перейдите по ссылке и авторизуйтесь через свой Гугл аккаунт.

В разделе «Получение статистики запросов и трендов» введите свой поисковый запрос. Выберите интересующий регион. На полученном графике вы сможете увидеть число запросов и уровень конкуренции каждого. Эта информация используется при планировании рекламных кампаний. Чем ниже уровень конкуренции, тем дешевле будет ставка.

Так как эта система не такая нативная, как предыдущая, предлагаем видео вам в помощь.

Google Trends

Гугл Трендс также позволяет изучить сезонный спрос на продукцию: https://trends.google.com/trends/

Потребуется указать период анализа (можно задать любой), регион, ввести сам поисковый запрос. Есть удобная функция моментального сравнения результатов по разным запросам. Особенно удобно, что не нужно вводить капчу на каждый поиск. Полученные данные можно сохранить в формате cvs.


Чтобы получить полную картину и узнать, каким поисковиком пользуются именно ваши потенциальные клиенты, рекомендуем воспользоваться всеми сервисами и провести мониторинг социальных сетей.

Сезонность спроса в SMM бизнесе

На примере нашего бизнеса и одного сегмента целевой аудитории расскажем, как работают сезонные колебания для нас.

Учитываем бизнес факторы сезонности

Наши клиенты – это B2B, представители рекламных и маркетинговых отделов. Крупные компании живут по своим законам: страт.сессии и маркет-планы в сентябре-ноябре с планированием бюджетов на следующий год. В ноябре-декабре происходит поиск подрядчиков, проведение тендеров, заключаются контракты на следующий календарный год. Январь, майские праздники и летние месяцы – время отдыха и отпусков и, как следствие, падение запросов и более длительный срок принятия решений.

Учитывая сезонные колебания активности в сфере наших услуг, мы знаем, что и в какие месяцы будет происходить в бизнесе.

Как удержать продажи в низкий сезон

Когда ваш телефон, соц. сети и мессенджеры перестают раскаляться от числа запросов, встает вопрос, как остаться на плаву и чем занять команду. Можем предложить несколько идей.

Планирование

Во-первых, очень важно знать свои периоды роста и падения спроса, чтобы подготовить бизнес. Подробный пример, как это можно сделать мы привели здесь. Зная эти месяцы, следует «накопить жирок», чтобы пережить безболезненно периоды падения спроса. Многим предпринимателям кружит голову успех от высокого объема продаж в период повышенного спроса и они совершают типичные ошибки: расширяют штат, обновляют оборудование, осуществляют ремонт в офисе или переезжают в новый. После часто приходит горькая расплата за необдуманные шаги. Поэтому планируем и копим.

Диверсификация

Хороший способ нейтрализовать сезонные всплески – диверсификация, то есть расширение ассортимента. Например, продавцы санок и ватрушек летом переключаются на велосипеды и самокаты. Узко-специализированный бизнес может зарекомендовать вас как профессионала в конкретной области, но сулит жить скачками от сезона к сезону.

Акции

Чтобы поддержать продажи в низкий сезон – можно запускать акции и специальные предложения. Предложение может быть любым – месяц работ в подарок при заключении годового контракта, 3 по цене 2-х, просто скидка на некоторые позиции. Главное, чтобы акция решала именно вашу проблему: обеспечивала приток операционных средств, ликвидировала складские запасы и так далее.

Сезонные сотрудники

Если у вас имеется потребность в низком квалифицированном труде – сборка, доставка – имеет смысл нанимать дополнительный персонал именно на «горячее» время вместо того, чтобы содержать таких работников круглый год. Не для всех такая стратегия применима. Например, мы так сделать не можем. Члены нашей команды проходят длительный период обучения и наставничества, прежде чем приступить к самостоятельной работе с клиентами.

Аутсорсинг

Разновидность предыдущей стратегии – аутсорсинг, то есть передача части работ для сезонных услуг профессионалам: курьерская служба, колл-центр, smm-агентства и так далее.

Отпуска

Период отпусков стоит устраивать только в низкий сезон. Так можно снизить расходы на сотрудников, а также на некоторое косвенные затраты: электроэнергию, чай с печеньками, туалетную бумагу, в конце концов. Был у нас забавный период, когда складывалось ощущение, что туалетную бумагу просто спускают в унитаз. Вот такой каламбур. После ухода одного из сотрудников баланс восстановился.

Сейчас, даже на многих крупных предприятиях становится повсеместной практикой давать отпуска только в определенные месяцы. Что уж говорить про малый и средний бизнес, когда любой расход может сильно ударить по карману.

Развитие

Сейчас - в период затишья - самое время заняться развитием бизнеса: проанализировать слабые места, пересмотреть бизнес-процессы, протестировать новые сервисы и максимально подготовиться к следующему ударному сезону.

Учитывайте такой фактор спроса, как сезонность на продукцию при планировании стратегии ведения бизнеса и продвижения.

Похожие статьи:
Подписаться на рассылку

Получайте специальные предложения, изучайте опыт других клиентов, читайте пошаговые инструкции работы в социальных сетях в нашей рассылке!

Задать вопрос

Если у вас есть какие-либо вопросы по нашей работе или вам нужна помощь в механизмах и инструментах SMM, кликайте на кнопку ниже!

Нас благодарят